Как уважающий себя пианист вряд ли согласится играть на расстроенном рояле, так и серьезный фотограф, дизайнер и полиграфист не станут работать за ненастроенным монитором.

Ведь даже мониторы одной модели и серии зачастую отображают цвета немного по-разному, и со временем эта разница усиливается. Более того, на этом свете все подвержено старению, и мониторы не исключение. Выгорает люминофор в электронно-лучевых трубках, садятся матрицы в ЖК-панелях, и даже если сейчас ваш монитор правильно настроен и идеально отображает цвета, через год его колористические параметры наверняка изменятся.


В идеале однотонная плашка, залитая в графическом редакторе цветом с определенными значениями красной, синей и зеленой составляющей, должна выглядеть на экране монитора точно так же, как образец в цветовом справочнике с аналогичными цветовыми параметрами. Колориметр, приложенный к этой плашке, в результате измерения цвета должен выдать точно такие же цифры. На глазок добиться от своего монитора настолько точной цветопередачи в принципе невозможно — чтобы решить подобную задачу, нужны программно-аппаратные методы настройки.

Процесс калибровки включает в себя аппаратную установку точки белого, выбор оптимальной яркости и контрастности экрана. При настройке каналов RGB и яркости текущее и целевое значение каждого параметра отображается на соответствующей шкале в режиме реального времени — остается только, оперируя кнопками настройки, „загнать" каждый параметр в свой целевой диапазон. Если ваш монитор не позволяет выполнить предварительную настройку точки белого, этот шаг можно пропустить.
В процессе предварительной настройки программа собирает данные о возможностях вашего монитора, с учетом которых она будет строить цветовой профиль.

Следующим шагом является проверка качества цветопередачи, вычисление параметра dE (дельта Е) — разницы между ожидаемым и реально отображаемым на мониторе цветами в координатах LAB и поиск цветов, выходящих за пределы цветового охвата монитора. На экран последовательно выводятся эталонные цвета, которых может быть от нескольких десятков до нескольких сотен, в зависимости от желаемой точности измерения. Пользователь может создать собственную таблицу эталонных цветов, благо она представляет собой не что иное, как текстовый файл с записанными в нем значениями цветов в координатах LAB.

Если отклонение dE ни по одному из эталонных цветов не будет превышать единицы, значит, вы являетесь владельцем исключительно качественного монитора, пригодного для профессиональной работы с цветом. Для непрофессиональных моделей приемлемо отклонение до трех единиц, если же значение dE no многим эталонным цветам зашкаливает за три, то вывод будет неутешительным: ваш монитор годится для офисных задач и работы с текстом, но никак не для профессиональной цветокоррекции.