Выбор высоты съемки можно рассматривать как один из аспектов выбора направления съемки. Однако высота имеет немного иное влияние на восприятия кадра, чем сторона.

Нормальной (т.е. такой, при которой фотографируемый объект выглядит нормально, обычно) высотой точки съемки считается такая высота, при которой камера смотрит в геометрический центр объекта, а оптическая ось объектива горизонтальна.
Точки съемки, которые выше нормальной точки, называются верхними, а те, что ниже – соответственно, нижними.

Мы привыкли видеть небольшие предметы сверху, а на большие смотреть снизу. Поэтому один и тот же объект будет казаться огромным, если сфотографировать его снизу, или обычным или даже небольшим, если снять его сверху. Это особенно хорошо работает, когда в кадре нет ничего, что помогло бы определить реальные размеры объекта. 

 При фотографировании общим планом часто выбирают верхнюю точку съемки (в кадр помещается большее пространство), а когда хотят подчеркнуть большую высоту — фотографируют с нижней. Поясные портреты лучше снимать с уровня глаз, а портреты в полный рост — с уровня пояса или груди. Съемка сверху укоротит ноги и почти наверняка неприятно исказит пропорции тела, съемка немного снизу — удлинит ноги.

Съемку с сильно заниженной или сильно завышенной и сильно приближенной точки часто называют съемкой в ракурсе (raccourci [фр.] — укороченный, сокращенный). Предметы с такой непривычной глазу точки зрения приобретают необычный вид, могут измениться до неузнаваемости на фотографии.

 

Часто это сочетается с необычно близким расстоянием съемки, из-за чего объекты сильнее искажаются объективом. Предметы с такой непривычной глазу точки зрения приобретают необычный вид, могут измениться на фотографии до неузнаваемости. А необычность всегда привлекает внимание.

 Даже технически несовершенный кадр, сделанный простой камерой, может быть очень интересным, если фотограф вложил в него образ, и частичку своей души. Расхожая фраза «снимает не фотоаппарат, а фотограф» абсолютно права :)

 С сегодняшнего дня одной из ваших забот при фотографировании будет выбор подходящей точки съемки. Подходящей точкой съемки может считаться та, с которой ваш сюжет:

занимает в кадре столько пространства, сколько нужно (вспоминайте предыдущий урок);

показан с того направления и высоты, с которых его характерные особенности видны лучше всего;

в кадре остается наименьшее количество (в идеале – ни одного) отвлекающих элементов, т.е. деталей, не играющих сюжетной роли.

Как видите, про удобство фотографа я ничего не пишу. Поэтому место, с которого удобно нажать на кнопку, вряд ли окажется оптимальным.

Сергей Иванов