Человеческое восприятие устроено довольно простым способом. Все, что вы видите, ощущаете, осязаете, все окружающее вас, окружающая среда — образует некий фон. По мере возникновения у вас интересов, потребностей из окружающей среды вы выделяете значимые для вас в данный момент предметы, людей, звуки, запахи, связи, отношения — из фона появляется фигура. Пожалуй, проще пояснить это на примере.

Вот известная картина про казаков, пишущих письмо султану:

Здесь очень много действующих лиц. Каждый персонаж уникален, со своим характером, со своей эмоцией. Каждого можно рассматривать в отдельности, и в этот момент персонаж выделится из остальных, показывая детали и нюансы. Остальные же в это время отступят в фон, сольются в неоднородную, но неясную массу. Различать детали сразу нескольких персонажей нет никакой возможности: в каждый момент времени человек может рассматривать только какую-то одну фигуру. Или же можно рассматривать всю картину в целом, но тогда вы увидите не детали и нюансы персонажей, а их взаимодействие.

Похожий процесс происходит и тогда, когда вы фотографируете: вы видите только ваш объект съемки, а остальное ускользает от вашего внимания. Вы смотрите на экранчик камеры или в видоискатель, видите там объект вашего интереса, и не обращаете никакого внимания на кадр в целом, то есть на сочетание фигуры и фона. Для того, чтобы увидеть фон, приходится прикладывать специальные усилия.

Одно из основных правил хорошего снимка требует, чтобы фигура попадала в кадр целиком, и занимала всю или почти всю площадь кадра. Фигуры могут быть разными по форме и размерам, но у всех фигур есть общее свойство: они заключают в себе сюжет, и только сюжет.

Чтобы понять происходящее в целом, придется окинуть взглядом все пространство действия. И в этой фотографии Нового Орлеана, залитого водой после урагана, фигура — город. Кадр, сделанный общим планом, мощно передает масштабы катастрофы.

 

На этом кадре фигура значительно меньше по своим физическим размерам. Автор мог бы ограничиться лишь деревом в висячем горшке, но арка сделала кадр намного интереснее. Фигура в этом кадре — то, что обрамлено аркой и тенью от нее.

 

 

Сюжет может быть еще меньше, и включать в себя лишь небольшой фрагмент. Портрет сверхкрупным планом может оказаться более выразительным, потому что оставляет в кадре лишь характерные черты, тем самым подчеркивая их.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

Тренируйтесь в определении того, что привлекает ваше внимание. Это можно делать и в процессе фотографирования, и потом, рассматривая уже готовую фотографию. Это можно делать и не фотографируя — стараясь понять, что привлекает вас в той или иной сценке. Ваши открытия и рассуждения записывайте в дневник. Если есть фотографии — прикладывайте их к записям в дневнике!

С. Иванов