Уже сам термин «фотография» (от греч. «писать светом») говорит нам: «Основа основ фотографии -свет». Тому, кто разбирается в основных физических понятиях, касающихся света и цветов, проще не только обращаться с камерой, но и работать за компьютером и в цифровой фотолаборатории. Почему мы видим цвета? Как возникает контраст? Ответы на данные вопросы помогут вам лучше понять технические принципы съемки.

Как возникает цветной свет?

Тем, что мы различаем свет и темноту, распознаем очертания и цвета и даже способны фиксировать их на пленке, мы обязаны свету. Солнце посылает на Землю световые волны. Даже если мы воспринимаем солнечный свет белым, он все равно содержит в себе все остальные цвета. Возможно, вы помните об этом еще из экспериментов на уроке физики  Стеклянная призма, на которую падает луч света, преломляет его и раскладывает на спектр цветов -от ультрафиолетового до инфракрасного. Мы видим при этом радугу. Каждый цвет имеет свою длину волны, измеряемую в нанометрах (нм). Это значит, что наши глаза распознают различные длины волн как разные цвета. Однако не все цвета являются для нас видимыми. Например, инфракрасный и ультрафиолетовый цвета мы увидеть не в состоянии.

Цвет освещения

Если все цвета радуги снова наложить друг на друга, получится белый цвет. Это называется аддитивным смешением цветов. Рассмотрите как-нибудь дома вблизи белые области на поверхности телевизионного экрана: вы обнаружите, что они состоят из красных, зеленых и синих точек. На черных областях, напротив, ничего не заметно. Таким образом, мы видим излучаемые источниками света цвета, которые преломляются. Источники света, такие как солнце, лампа накаливания, огонь или телевизор, излучают свет. Цветовой спектр освещения называют «цветом освещения».

 

Цвета предмета

Однако мы можем видеть также предметы, которые не излучают света  Например, чашка, которая, как И все остальные окружающие нас предметы, покрыта кроющей краской. Это означает, что она в зависимости от своего цвета отражает часть световых волн, другую же часть поглощает. Отраженная часть световой волны воспринимается нами как цвет предмета. Светлые предметы отражают света больше, темные — меньше. Благодаря этому мы можем воспринимать разницу в цветах. Все материалы, не излучающие света, обладают собственными характеристиками светоотражения. Если смешать все отраженные цвета, получится черный цвет. Это называется субтрактивным смешением цветов. Солнечный свет — это «белый» свет. При его преломлении возникает радуга — полный цветовой спектр.

Почему мы видим цвета?

Наши глаза светочувствительны и различают цвета согласно длине волны света, попадающей на нашу сетчатку. Наш мозг сначала переводит их в черно-белые (яркость), а затем в отдельно взятые цвета (цветность). Подобным образом работает и фотокамера, которая так же переводит падающий свет и сохраняет на носитель информации, например, карту памяти (в аналоговой фотографии таким носителем информации является светочувствительная пленка). Темные предметы, отражающие мало света, тяжелее «поймать», чем светлые предметы, а потому они должны быть хорошо освещены. Таким образом, фотографии — это «зафиксированные» цвета. Это мы должны четко осознать, для того чтобы использовать свет для получения хороших снимков.

 

Что такое цветовая температура?

Цветовой спектр состоит из световых волн различной длины. В зависимости от высоты солнца в дневном спектре преобладают те или иные цвета. Возможно, вы сами уже могли наблюдать, что солнечный свет и цвета ранним утром выглядят иначе, чем поздним вечером. При высоком положении солнца преобладают ультрафиолетовые лучи, невидимые человеческому глазу, но прекрасно различимые камерой. По этой причине не рекомендуется фотографировать в полдень, так как из-за высокой концентрации синих цветов спектра снимки получаются бледными.

 

Шкала Кельвина

У разных источников света разный спектр. Данное различие определяется цветовой температурой и измеряется по шкале Кельвина. По данной шкапе прямой солнечный свет соответствует 6500 °К (читается: градусов Кельвина), лампа накаливания — 2600 "К. Мы едва ли можем ощутить эту разницу, но камера хорошо ее чувствует. Для того чтобы выровнять различные цветовые температуры, в цифровых фотокамерах используется балансировка белого цвета («Баланс белого»)