Фотографическое изображение, как и все в жизни, имеет главное и второстепенное. Главное мы в этом курсе называем сюжетным центром композиции, фигурой, или просто сюжетом, а второстепенное – фоном. Если фотограф, то есть вы, желает донести до зрителя некую мысль, изображая сюжет, то было бы неплохо, чтобы зритель ваш сюжет хотя бы заметил. То есть выделил его из фона. А еще лучше, чтобы сюжет просто бросился в глаза при первом взгляде на фотографию.

Как привлечь внимание зрителя к сюжету?

Из своего опыта мы знаем, что лучше всего человек видит то, на что смотрит прямо. Может быть, поместить интересующий нас сюжет в центр? И мы помним рекомендацию — убирать из кадра все лишнее. То есть если еще и не оставить в кадре ничего, кроме сюжета, то наверняка никто не ошибется, что же мы снимали!

Помните нашего ямщика? Проделаем это с ним:

И все бы хорошо, да что-то нехорошо... Почему-то внимание сосредотачивается не на беседе ямщика с собакой, а где-то посередине, на крыльях повозки. Разве мы этого хотели?

Причина кроется в особенностях восприятия кадра. Объекты, расположенные в различных частях кадра, неодинаково воспринимаются зрителем. Внимание зрителя перемещается слева направо и сверху вниз, причем направление разглядывания снимка не зависит от культурных традиций и привычного направления письма. И больше всего внимания достается углам — они в силу своей угловатости создают напряжение, привлекая внимание.

Так как кадр читается зрителем слева направо сверху вниз (т.е. от левого верхнего угла к особенности восприятия кадраправому нижнему), то наиболее активными по восприятию, самыми «привлекательными» будут левый верхний и правый нижний углы. И, соответственно, диагональ между этими углами.

Если приложить эту схему к нашему ямщику, то становится понятно, почему наше старательное приближение к объекту дало совсем не тот результат, которого мы ждали: линия внимания проходит в «разрыве» сюжета, от одного пустого угла к другому, встречая на своем пути лишь кусок повозки, а основные объекты оказываются в близко к углам кадра. Композиция распадается на две части и превращается в противостояние двух частей одной скульптуры.

Сергей Иванов