Так как пространство нашего мира трехмерно, то и точка съемки определяется тремя координатами — направлением съемки, расстоянием и высотой. Каждая из координат по-своему влияет на то, как зритель воспримет объект, который вы фотографировали. Прошлый урок мы посвятили выбору расстояния съемки, и у нас осталось еще две координаты: направление и высота.

Один и тот же объект с разных сторон может выглядеть совершенно по-разному. Человек со спины выглядит иначе, чем сбоку, храм вблизи производит совсем другое впечатление, чем издалека. Такое происходит с каждым объектом. Даже шар будет выглядеть по-разному, если смотреть на него с разных сторон: разный фон, разное освещение...

Практически весь рисунок фотографии зависит от того, как выбрана точка съемки (остальное определяется вариациями света). Поэтому и впечатление от фотографии очень сильно зависит от выбора точки съемки.

Направление съемки — это то, куда смотрит камера, с какой стороны направлена на снимаемый объект. Удачно выбранная точка съемки помогает выявить характерные особенности объекта, и в немалой степени определяет разницу между скучным и интересным снимками.

Во-первых, эта координата определяет, с какой стороны зритель увидит тот сюжет, который вы фотографируете. Портреты обычно снимают так, чтобы было видно лицо, а на лице — глаза. В портрете, особенно классическом, глаза — самое важное место кадра. Здания предпочтительнее фотографировать со стороны какого-нибудь угла здания, чтобы оно выглядело объемным (подробно о передаче объема на фотографии мы поговорим на основном курсе). Иногда, наоборот, выбирают такую точку съемки, с которой объект становится неузнаваемым.

Во-вторых, направление съемки влияет на фон. В студийных условиях можно просто повесить нужный фон, а вне студии на фон приходится специально обращать внимание. Дело в том, что человеческий глаз видит избирательно, выделяя лишь основное и не замечая не относящихся к делу деталей. Помните первое занятие, фигуру и фон? Вы просто не замечаете проходящих мимо людей, неудачно растущих столбов и веток, не обращаете внимания на спрятавшееся в тень лицо: все становится фоном. Фотоаппарат же подобной избирательностью не обладает, и потому честно фиксирует все, что попадает в его поле зрения. Готовая фотография приносит фотографу сюрпризы, демонстрируя то, что он не заметил при съемке. И обнаруженное частенько заставляет жалеть о собственной ненаблюдательности и невнимании (хотя случаются и приятные сюрпризы). Вспомните прошлый урок: в кадре не должно быть лишних деталей. «Уличный» фон ими изобилует, и поиск подходящей точки съемки зачастую оборачивается нетривиальной задачей.

Чтобы определиться в терминах: снимать можно строго в лицо, и это называется «анфас». Можно снимать строго сбоку — и это называется «в профиль». В портретной съемке выделяют направление спереди-сбоку под таким углом, что видно лицо и одну сторону головы, называя это положение «¾». И море промежуточных вариантов от «анфас» до «профиль», не имеющих названий.

Правильно выбранное направление съемки способно многократно усилить впечатление от снимка, подчеркивая его идею:

 Иногда совсем небольшое изменение точки зрения может очень сильно изменить кадр.

Эти два снимка сделаны друг за другом с разницей в несколько секунд, и отличаются лишь точкой съемки. При этом левый снимок скучен и совсем не привлекает внимания, в правом же обнаруживается хоть и ма-а-аленькая, но интрига.

Правильный выбор направления съемки зачастую помогает поместить в кадре все необходимое, не увеличивая расстояние съемки.

Например, эти три фигуры в детском парке можно было бы сфотографировать издалека, но их взаимодействие с близкого расстояния читается даже лучше.

Направление съемки, пожалуй, самая влиятельная составляющая точки съемки. И ее влияние многократно усиливается, когда вы не можете попросить ваш объект съемки повернуться или подвинуться, чтобы вывести из кадра мешающие детали фона, или чтобы получше лег свет. Иногда поиск удовлетворительного направления съемки не имеет идеального решения: откуда бы вы ни смотрели, все время что-то мешает, или единственно правильная точка съемки вводит в кадр совершенно лишние элементы.

 

Сергей Иванов