Первый шаг к умению оставлять в кадре лишь необходимое — умение выбирать правильное расстояние съемки. В свою очередь, чтобы выбрать расстояние, надо научиться выделять сюжет из фона, находить его границы.

Человек устроен таким образом, что во всем ищет различия. Если различий нет — то нет и интереса. Если что-то привлекло ваше внимание, то будьте уверены — это «что-то» чем-то отличается от окружающего. Иногда это отличие очевидно (см. портрет на фоне природы), иногда для понимания приходится приложить усилия.

Обратите внимание на то, куда вы смотрите. Совершенно буквально: на каком объекте или объектах сосредоточено ваше внимание, на каких деталях объекта задерживается ваш взгляд? Это как раз то, что важно для сюжета.

Когда зритель видит вашу фотографию, он старается понять, что вы хотели изобразить на ней. Зритель пытается выделить фигуру из всего, что есть в кадре.

Взгляните на фото. Каков здесь сюжет? Что является фигурой? Рекламная тумба? Женщина? Мальчик? Скульптура? Или все вместе? А есть еще вывеска магазина и полосатый тротуар... Поэтому фотографу, чтобы привлечь внимание зрителей к нужному объекту, придется пояснять, что фотографировал он скульптуру — она такая интересная, необычная, а в повозке можно посидеть!

И пока он не назовет фото «Ямщик и собака», скульптура будет теряться среди прочих объектов. Она никак не выделена, и куда больше внимания привлекает вывеска и тумба с объявлениями.

Чтобы сделать хорошую фотографию, очень важно в первую очередь понять, что же вы собираетесь фотографировать, что будет сюжетным центром вашего снимка. Собственно, именно ради него вы затеяли всю эту канитель с нажатием кнопки. Это центральный объект, смысловая ось снимка. Важно, чтобы внимание зрителя было сосредоточено именно на нем, несущем идею кадра. Остальные детали — лишь поддержка идеи. Они могут быть важны не менее, чем сюжетный центр (без них он «не играет»), но снимаете вы все же не их, а выделяющуюся из фона фигуру. А когда вы определите сюжет, останется сделать так, чтобы он явно выделялся на фотографии, был там главным. Тогда зритель сразу выделит ваш сюжет из всего, что изображено в кадре, его внимание сосредоточится на сюжете.

Простейший способ привлечь внимание зрителя к сюжетному центру — убрать все отвлекающее. А что отвлекает зрителя? Лишние детали, объекты, яркие пятна. Ими могут оказаться изображенные равнозначно центральному объекту предметы, солнце, яркая куртка кого-то на заднем плане, пестрый фон, и т.п. В случае ямщика и собаки лишними оказываются и тумба, и женщина, и вывеска, и светлое, утягивающее на себя внимание небо, и яркий верх фасада.

Произошло это потому, что наш фотограф выбрал слишком большое расстояние для снимка, и сделал кадр общим планом. На общем плане можно хорошо показать, где и как расположена скульптура, но саму скульптуру разглядеть сложно.

Подойдем поближе и сделаем кадр средним планом, без лишних деталей.

В таком варианте фото стало изрядно лучше, однако до идеала еще далеко: скульптура почти не выделяется на фоне, который изобилует деталями, а розовое пятно на вывеске слишком притягивает взгляд. Край окна и колонна, «вырастающие» из ямщика, тоже не красят кадр.

Борьбой с этими ошибками мы займемся в следующих занятиях.

Вообще-то можно «приблизить» сюжет и не подходя ближе: можно использовать более длиннофокусный объектив, или увеличить фокусное расстояние зум-объектива. Побочным эффектом будет немного иное отражение перспективы.

 

Сергей Иванов