Фотография возникает вследствие попадания отраженного света на светочувствительную поверхность.
В цифровых фотокамерах эта поверхность состоит из  CCD-чипа, датчики изображения которого преобразуют свет в цифровые данные. Таким образом, свет является самым элементарным инструментом каждого фотографа. Только после осознания этого факта и овладения искусством обращения со светом можно стать действительно хорошим фотографом. Далее вы найдете полезные советы, касающиеся темы «Свет и освещение».

Не снимайте против солнца!

Многие моментальные снимки могли бы получиться, если бы не было солнца, испортившего весь кадр. Совет: часто даже незначительное изменение может дать совершенно иное освещение: переместитесь немного ближе и чуть-чуть в сторону от объекта или фотографируйте, полуприсев, либо наклоните слегка камеру так, чтобы лучи солнца не попадали в объектив.

Не снимайте под полуденным солнцем!

Дело в том, что концентрация синего цвета от полуденного солнца особенно высока. В то время когда мы видим резкие, сочные краски,  датчик изображения  фиксирует бледные цвета. Во время восхода и заката солнца освещение является наиболее оптимальным для фотографии. Для солнечной погоды необходимы менее светочувствительные значения ISO.

 

Будьте осторожны, используя высокие контрасты!

Если ваш кадр содержит сильный контраст светлого и темного, автоматика вашей камеры сама решает, какая часть кадра освещена правильно. Часто с такой проблемой сталкиваются, например, когда хотят сфотографировать помещения, освещенные через окна. Если автоматика наводит резкость на окно, тогда остальная часть помещения получается слишком темной. Если камера оснащена автоматическим режимом установок, будет полезен следующий прием: направьте видоискатель на темную область будущего снимка, нажмите кнопку затвора  наполовину для того, чтобы сработала автоматическая настройка. Нажимать кнопку затвора до конца следует только тогда, когда вы снова направите видоискатель на нужную область будущего снимка.

По возможности используйте естественные источники света!

Иногда бывает достаточно сделать шаг в сторону, чтобы ваш объект съемки оказался освещен более удачно. Постарайтесь, если это возможно, не использовать вспышку.
Если в помещении слишком темно, увеличьте время выдержки  и/или значение ISO. (Осторожно! Могут появиться шумы  изображения.) Совет: если вы фотографируете при постоянно меняющемся освещении, может быть полезно включить автоматический режим срабатывания фотовспышки вашей камеры и таким образом достичь однообразного освещения на снимках.

 

Объекты «блестят»!

Встроенные вспышки очень часто слишком сильно засвечивают объект съемки. Если вы снимаете движущийся объект в условиях плохого освещения, вам можно не увеличивать время выдержки, а просто сохранить резкость движущегося объекта. Если же вы не можете изменить освещение, предоставьте это дело вспышке. Большинство современных цифровых фотоаппаратов обладает режимом «Устранение эффекта красных глаз», который заключается в «предварительном освещении» зрачков человека для того, чтобы после срабатывания вспышки от них не отражался красный свет.

 

Заполняющая вспышка

Заполняющая вспышка  особенно будет полезна при съемках портретов и просто необходима в тех случаях, когда человек стоит напротив источника света. В этом случае фон всегда очень светлый, а лицо совершенно не освещено, а потому должно быть «подсвечено» при помощи вспышки. Также она будет полезна при возникновении перед объектом нежелательных теней, их можно попытаться устранить при помощи заполняющей вспышка.

 

Внешняя вспышка

При использовании встроенной вспышки  освещение получается слишком резким. При съемках портретов нежелательно, чтобы вспышка освещала только лицо, в этом случае получаются плоские снимки без контура. С помощью внешней поворачивающейся вспышки можно добиться мягкого, почти естественного освещения: вспышка крепится на камере (однако не у всех камер есть такая возможность!) и поворачивается по диагонали вверх. Таким образом свет от вспышки отражается от потолка на модель, и получается непрямое освещение. Более сложный, однако незаменимый при съемках под открытым небом прием — можно повернуть вспышку в сторону, чтобы свет отражался от стены.