Смысл латинского слова «compositio» — составление, сочинение, связь. В искусствах под композицией понимают построение произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. То есть то, что превращает набор разрозненных предметов, бликов, цветовых пятен в Фотографию.

Композиция описывает размещение объектов на плоскости кадра. Это способ так сформировать взаимосвязи между объектами в кадре, чтобы изображенное производило нужное впечатление.

Правильная композиция не гарантирует гениального кадра, а гениальный кадр необязательно построен по правилам. Какой должна быть правильная композиция?

Объем

Как правило, фотография должна быть объемной, то есть создавать ощущение пространства, а не плоской картинки. Мы живем в трехмерном мире, поэтому объемная фотография способствует созданию ощущения присутствия. «Плоские» фотографии обычно воспринимаются как абстрактные или символичные.

Равновесие

Фотография должна быть уравновешенной. Визуальное равновесие фотографии и физическое равновесие изображенных на ней объектов не связаны жестко, т.е. твердо стоящий на земле человек может выглядеть падающим на фотографии, и наоборот. А это не всегда хорошо :)

Идея

Одно из главных свойств хорошей композиции – она сосредотачивает внимание зрителя на главной идее или объекте. Фотография может быть идеально уравновешенной, объемной, яркой, и при этом – совершенно пустой или, наоборот, настолько калейдоскопичной, что обнаружить в ней смысл окажется невозможно.

Лишнее отвлекает зрителя, затирает важное, и такая фотография будет просмотрена лишь однажды: улетая в мусорную корзину.

Завершенность

Завершенность изображенияС одной стороны, на фото не должно быть ничего лишнего. Но, с другой стороны – должно быть все необходимое для понимания зрителем сюжета и передачи идеи.

У завершенности фотографии две составляющих: визуальная и образная. Визуальной можно научиться, соблюдая правила. Образная же строится фотографом из его понимания того образа, который он фотографирует (и этому вы уже, надеюсь, начали учиться).

Как все соединить?

Это письмо написано на русском языке. И вы его легко читаете, потому что текст его соответствует правилам русского языка. Фотография тоже имеет свой язык: это язык форм и линий. Однако и слова, и линии – лишь способ выражения, способ всколыхнуть в зрителе или читателе какие-то ассоциации, эмоции, чувства. Если рассказ интересный, если события изложены в хорошей композиции, если в нем есть сюжет, интрига, действие – мы читаем его с удовольствием.

Если в фотографии есть история, рассказ – она интересна нам. Если же это лишь сухое изложение факта («справляли день рождения дома; были Вася, Петя, Маша, Даша») – такая фотография интересна лишь как зарубка, отмечающая ушедший день. И информации в ней столько же.

Однако истории случаются на каждом шагу. Каждый предмет вокруг вас чем-то для вас ценен, каждое событие что-то привносит в вашу жизнь. И если вы поймете этот интерес, увидите эту историю, и сможете ее показать на фотографии – у вас получится шедевр.

В хорошей фотографии все должно работать на замысел автора, и в кадре не должно быть ничего лишнего (а вы уже кое-что умеете делать для этого!). Правильная композиция создает цельный кадр, в котором объекты связаны между собой видимыми и невидимыми, но ощутимыми связями. Вам вряд ли удастся сделать это во всех случаях (например, если вы снимаете репортаж о дне рождения друга), но стоит сделать все от вас зависящее – ведь вы стремитесь к совершенству?

Как это сделать? Во-первых, поймите, что вы хотите сфотографировать. Во-вторых, ответьте на вопрос: какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя? Эти два слагаемых дадут вам ключ к тому, как должен быть сфотографирован объект. А владение техникой фотографии позволит быстро, на лету создавать этот ключ из подручных материалов – основных приемов формирования композиции кадра.

Композицию довольно легко освоить, снимая простые сюжеты: с одним объектом, одним действием, одним явлением, одним отношением. Потом, когда вы наберетесь опыта, то сможете строить сложные захватывающие композиции.

Правило третей

правило третейОдин из простых способов сделать композицию вашей фотографии более гармоничной – использовать «правило третей». Согласно этому правилу, кадр делят горизонтальными или вертикальными линиями на три равные части, и делают одну из этих линий «горизонтом».

На фотографиях почти всегда присутствует горизонт, или линия, его заменяющая. Горизонт делит кадр на две сюжетно разные части. И обычно то, что занимает на кадре больше пространства, воспринимается как более важное. Если на снимке больше неба, то взгляд пытается найти что-то интересное над линией горизонта (к примеру, интересные облака или птиц в небе, или что-то возвышающееся над землей), а если больше земли (или воды), то зритель ищет сюжетный «крючок» ниже уровня горизонта. Располагая горизонт посреди кадра, вы разделяете внимание зрителя между верхом и низом, мешая выбрать главное.

Это правило хорошо работает для кадров, которые легко разделить на две части: верх и низ, право и лево. Вам остается лишь решить, которая из частей важнее.

В принципе, можно поделить кадр горизонтом в любой пропорции, и никто вам этого не запретит. Но, разместив горизонт на одной из линий, делящих кадр на три части, вы не только выделяете главное, но и улучшаете композицию кадра.

Линия, играющая роль горизонта, может быть и вертикальной. И к ней применимо то же «правило третей».

Рекомендация делить кадр именно на три части связана с пропорцией стандартного кадра 35мм пленки: его размеры равны 24мм х 35 мм, и соотношение сторон составляет почти 2/3 (24/35). Глаз человека мгновенно оценивает соотношение, и похожее соотношение внутри кадра воспринимается как гармоничное. Однако большинство цифровых фотоаппаратов имеют другую пропорцию кадра, ближе к ¾ (это легко проверить по размеру картинки в точках). Поэтому, если вы фотографируете таким цифровиком, то можете трансформировать «правило третей» в «правило четвертей».