А что такое хорошая фотография? Хорошая фотография, как и хорошая картина или рисунок, производит впечатление. Слово «фотография» переводится как «рисование светом», и в фотографии применимы те же законы, что и в живописи.

Представьте себя художником, рисующим, к примеру, портрет. Вы тщательно вырисовываете фигуру человека, стремясь передать его характер, сделать портрет легко узнаваемым... Вряд ли вы станете загромождать портрет деталями, не имеющими отношения к человеку, отвлекающими от главного: их надо не только придумать, но и нарисовать, а это трудоемко, долго, и к тому же делает картину хуже! Заказчик будет недоволен и не заплатит вам, другие заказчики отвернутся от вас... И вам придется подметать улицы.

Отнеситесь к фотографии как к картине, и вы начнете продумывать назначение каждого предмета в кадре, каждой линии, будете внимательнее к их взаимосвязям. В каждом хорошем снимке есть объект, на котором держится весь кадр, центральная нить, которая связывает все детали фотографии воедино. Ведь каждая картина пишется, чтобы показать один объект или одно событие; и каждая деталь картины находится на своем месте для того, чтобы этот объект или событие были показаны наилучшим образом. А что есть наилучший образ — решать художнику. Смотрите картины мировых мастеров, снимки лучших фотографов. Попробуйте увидеть. Старайтесь понять, для чего в кадре тот или иной персонаж или предмет, почему он находится именно в этом месте кадра и как взаимодействует с другими объектами?

То, что написано выше, можно обозначить тремя словами: грамотная художественная композиция. И единственный способ понять, почувствовать композицию — фотографировать, и пытаться построить каждый свой кадр композиционно правильно.

Чтобы добиться этого, постарайтесь придерживаться следующих правил:

 Фотографируйте то, что вам нравится фотографировать. Я думаю, что раз уж вы пришли учиться фотографии, то фотографировать вам нравится. Фотографировать же то, что неинтересно даже вам — а смысл?

Фотографируйте много! Для этого очень удобны цифровые фотоаппараты: любое количество кадров не стоит вам ни копейки. И даже не важно, какой фотоаппарат у вас в руках — постигать основы фотографии можно любой техникой.

 Рассматривайте свои фотографии как картины, а выполнение каких-то идей — как написание этюдов. От этюда не требуется (хотя и приветствуется) высокая художественная ценность, но каждый новый этюд должен отражать ваше растущее мастерство. Ставьте себе художественные цели — и у вас начнут получаться художественные кадры.

Давайте своим фотографиям названия. В идеале, сначала рождается название, а потом — фотография, отражающая название.

Ведите дневник. О том, как и зачем это делать, я скажу чуть ниже.

Ищите ошибки в своих и в чужих фотографиях. Посещайте различные фотосайты и изучайте комментарии к фотографиям — они могут многому вас научить. Размещайте свои фотографии на фотосайтах и просите комментариев и критики.

Как вести дневник. Самый простой способ — завести на компьютере файл, и записывать в него мысли и результаты занятий. В него же надо помещать и фотографии — результаты выполнения заданий. Я для этого пользуюсь текстовым редактором Word — он позволяет без проблем вставлять картинки и приятно форматировать текст, к ним относящийся. Так как Word очень сильно увеличивает объем картинок, вставленных в текст, то я вставляю картинки как ссылку, а сами картинки храню в том же каталоге, что и файл дневника.

Записи в моем дневнике выглядят примерно так:

14.05.04

Ходил по городу с целью потренироваться в «треугольном» золотом сечении. Сфотографировал ромашки и еще какие-то цветы. Ромашки вот:

Поторопился — стоило еще покрутиться вокруг них, попробовать опустить в кадре левую ромашку. Но в целом довольно нескучно, динамично, и даже идея проглядывает.

15.05.04.

Возвращаясь домой, наблюдал изумительный закат. RAW-формат позволяет творить чудеса: небольшие коррекции сделали из и без того символичной картинки весьма драматичный сюжет.

Так торопился успеть поймать «вихрь» над куполами, что ошибся в выборе точки съемки. Теперь крест над главным куполом как бы двоится... Отмазка есть, конечно, но картинка от нее лучше не становится.

 

16.05.04

Фотографировал Е. Искали интересные фрагменты. Один нашелся, над остальными фрагментами надо думать дальше.

Треугольники-диагонали интересные, но свет надо ставить совсем иначе. Продолжим на следующей фотосессии.

 

Дневник полезен несколькими вещами. Во-первых, он позволяет вам легко отследить, что вы на самом деле думали и делали, выполняя то или иное задание. Человеческая память устроена таким образом, что под действием новых впечатлений, умений и мыслей события прошлого вспоминаются нами немного иначе. Дневник же помогает восстановить истинный факт, и иногда этот факт оказывается удивительным для автора дневника :)

 

Вторая польза дневника — необходимость записывать, а значит, и формулировать мысли. Это приводит к тому, что вы начинаете лучше понимать, что принесла вам съемка того или иного объекта.

Третья польза дневника — он хранит ваши мысли. У вас будет возможность через некоторое время перечитать его и обратить внимание на то, что вы уже когда-то знали, понимали, но за повседневными делами оно вылетело у вас из головы.

И, наконец, четвертая польза — дневник помогает мне понять, что нужно вам для улучшения ваших фотографий.

Наверняка, вы найдете для себя еще какую-нибудь пользу от ведения дневника :)

 Задание.

Чтобы понять, становятся ли ваши фотографии лучше, нужна некая точка отсчета. Для этого выберите интересный для вас объект или сюжет (или два, или три) и сфотографируйте его.

Нет ограничений вас в выборе объекта тренировочной съемки. Ведь если я попрошу вас сфотографировать натюрморт, а вы терпеть не можете натюрморты, то вам будет как минимум неинтересно выполнять такое задание. Общие принципы, которые вы будете осваивать в этой части курса, применимы во всех жанрах фотографии, поэтому непринципиально, будете ли вы снимать натюрморт, пейзаж, портрет или репортаж.

Ваши сегодняшние фотографии поместите в дневник (с комментариями, конечно!). А через полгода снова сделайте фотографии тех же объектов.

 

Сергей Иванов