***Активные точки – это места, куда хорошо складывать сюжетно важный объект. Причем необязательно попадать строго в активную точку (объекты обычно значительно больше точки), достаточно попасть в область активной точки.

Лицо на это картине попадает в область активной точки. Сама фигура расположена на сильной линии. Горизонт тоже находится где-то рядом с нижней сильной линией.

Кстати, это хороший способ развивать свое художественное чутье – рассматривать картины в поисках пропорций и приемов, благодаря которым живописцы вызывают своими полотнами то или иное ощущение.

Глаз и рот – самые выразительны части этого портрета. Именно они – в области активных точек. А правая граница между темной курткой и светлой рубашкой – близка к сильной линии.

Медвежата и пересечение стволов находятся в области активных точек, вертикальный ствол близок к сильной линии. Горизонт лежит примерно в нижней сильной линии.

Чтобы ваши фотографии выглядели гармонично, располагайте смысловой центр в одной из активных точек. Линию горизонта укладывайте на одну из горизонтальных сильных линий.

К примеру, если ваш сюжетный центр располагается на переднем плане, то линию горизонта желательно разместить по верхней сильной линии, а сам объект на переднем плане – в одной из нижних активных точек. Хотим акцент на дальний план? Делаем все наоборот. Хотим портрет? Размещаем самый сильный объект (глаза, конечно же) в активной точке, на «сильной» линии или на диагонали, вписывая лицо в зону золотого сечения.

Заметьте, что активные зоны, о которых мы говорили на прошлом уроке, близки к активным точкам.

Жить по правилам?

Конечно, правило золотого сечения или правило третей не являются обязательными для исполнения, и множество отличных фотографий сделаны с нарушениями этих (да и других) правил. Однако, чтобы нарушать правила, надо их понимать, а чтобы понимать правила, надо их знать, и уметь грамотно применять. Поэтому пока что я предлагаю вам открывать способность этих простых правил заметно улучшать композицию кадра, а нарушать их мы будем позже.